курсы для беременных

Для отображения облака тэгов вам требуется Adobe Flash Player версии 9 или лучше.

Для чего нужны эмоции и чувства… Что же это такое: эмоциональный интеллект?

Что такое для рыб вода, как объяснить рыбе важность и значимость воды?.. Она живет в ней и все. Так же и с чувствами и эмоциями, человек живет, общается, делает что-то, размышляет и не очень-то концентрирует свое внимание на том, каким эмоциональным состоянием все сопровождается его жизнь.

Что такое эмоциональный интеллект?

Сегодня все больший интерес вызывает проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциональный интеллект – это способность адекватного  постижения, оценки и выражения собственных эмоций, способность понимания эмоций других людей, это знания об эмоциях; способность управления ими. Именно это содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности...

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте. Именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства). Работа по расширению эмоционального интеллекта может быть продолжаться и в подростковом возрасте.
Сегодня в Канаде и Европе открыты специальные институты, занимающиеся проблемой взаимосвязи эмоций и интеллекта, созданы отдельные программы для развития эмоционального интеллекта детей.

Зачем нужно развивать эмоциональный интеллект?

Почему так важно развивать эмоциональный интеллект? Ответ дают многочисленные исследования ученых, свидетельствующие о том, что низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией:
Алекситимия - затруднение в осознании и определении собственных эмоций – повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка.

Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека.

Этот вывод ученых перевернул в середине 90-х годов XX века взгляды на природу личностного успеха и развития человеческих способностей.
Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни.

Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

  • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему, сопереживать.

Зарубежные исследователи эмоционального интеллекта выявили некоторые возрастные особенности развития этого качества. Эмоциональный интеллект повышается по мере приобретения жизненного опыта, возрастая в период юности и зрелости. Это значит, что у ребенка уровень эмоционального интеллекта заведомо ниже, чем у взрослого, и не может быть ему равен. Развивающие программы существенно повышают уровень эмоциональной компетентности детей.

Роль родителей

Наибольшее влияние на эмоциональный интеллект ребенка в эту пору имеют родители. Исследования показали, что ЭИ ребенка становится следствием проявления навыков ЭИ родителей, а не их личного (детского) опыта переживаний (стрессов, негативных ситуаций). Дети усваивают навыки эмоционального интеллекта родителей. Не имея перед собой родительского примера, дети лишаются наилучшего источника обучения.
У малышей смены настроений наступают чаще, чем у взрослых. Тем не менее, родителей такие смены, как правило, захватывают врасплох.
Для развития навыков ЭИ ребенок должен получить возможность полностью переживать свои эмоции и с помощью взрослых научиться их анализировать.

Чтобы помочь детям разобраться в собственных чувствах, надо, прежде всего, не мешать им свободно их проявлять. Маленькие дети еще не способны к сложным размышлениям о происходящих событиях, но их сознание, как губка, впитывает впечатления и переживания.
У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые.

Важно не упустить это благодатное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.
Дети способны сами «выравнивать» свою биохимическую систему, так устроена детская физиология. Это уже с помощью взрослых, усилием воли взрослых, дети учатся таким образом выстраивать свои детские переживания, что способность восстанавливать разбалансированную систему утрачиваются.

Быть эмоциональным становится все выгоднее

Специалисты признали, что эмоциональный интеллект в карьере более важен, чем пресловутый IQ. Все чаще звучит призыв не подавлять эмоциональность у мальчиков и не отбирать у них эту роскошь – иметь чувства.

Сколько слов уже было сказано о бедных мальчишках, которым и плакать нельзя, и чувства свои показывать – они должны быть непоколебимыми, сильными, закованными в латы рыцарями. Поэтому не надо удивляться, что из малыша, которому «нельзя плакать, потому что мальчики не плачут» вырастает парень с эмоциональными проблемами, которому тяжело понять себя и окружающих.

С ранних лет мы объясняем, что вот это - птичка, а вот это – самокат. Точно так же надо показывать и называть чувства: это - радость, а это - печаль, это - гордость, а это - досада. У малыша очень широкий спектр эмоций, и он способен понять очень многое.

Если к нам прибегает зареванный сынок, ударивший коленку, не надо ему напоминать, что он «мужчина, а мужчины не плачут». Лучше поговорить с ним о том, что сейчас происходит. Ведь он же за этим и пришел к вам! «Малыш, ты ударился, тебе теперь больно и обидно! Как я тебя понимаю! Мне тоже бывает больно, когда я ударяюсь, и очень-очень обидно».

Вы удивитесь, заметив, что после ваших слов кроха станет спокойнее: вы помогли ему проговорить его собственные эмоции, выразили сочувствие, поддержали его. Это не сделает его слабым. Зато научит видеть свои эмоции, называть их, проговаривать. А заодно покажет, что в сложные минуты ребенок всегда может рассчитывать на поддержку и понимание родителей. Вот и все, коленка не болит, и уже не так обидно, и в себе малыш еще больше уверен: мама с папой, оказывается, тоже падают и ударяются. А главное, они такие любимые, и всегда готовы защитить и помочь.

Говоря о мальчиках, не забудем про девочек. А вернее, отметим тот факт, что «эмоциональная недостаточность» перестает быть чисто мужской «привилегией». Образ сильной женщины, которая умеет добиваться своего, строит успешную карьеру, не зависит от мужчины (даже мужчины своей мечты). Понятно, что у такой женщины есть цели, к которым она планомерно идет. Она вынуждена стать отличным тайм-менеджером, чтобы успеть все: и детей родить и вырастить, и стать успешной в профессии - ни минуты, потраченной, впустую. Но, как следствие, образ «железной леди», «сильной женщины» нередко отбирает у женщины ее природную эмоциональность, способность чувствовать и переживать.

Что с этим делать?

Нужно дать зеленый свет своим эмоциям и научить ребенка справляться с ними. Кажется, что эта задача решаема только с помощью психолога. Но дома родителям и детям тоже есть чем заняться. Вспомните свои давние увлечения: кто-то мечтал попробовать себя в художественном мастерстве, а кто-то исписывал тетрадки стихами…

Не забывайте делиться своими эмоциями с малышом: рассказывайте ему о том, что чувствуете на протяжении дня, тактично обозначайте его эмоции, обсуждайте героев сказок – а что чувствуют они? Ведь эмоции – это краски нашей жизни, и стоит себе позволить это удовольствие – увидеть мир цветным.

Как вы узнали о нашем центре?










старые опросы